SpyLOG
Сегодня: 21 Ноябрь 2017, Втр
Карта сайта
«Человек – мир маленький, мир – человек большой»

Армен Григорян, «Крематорий»: «Я получил заряд добра и надежды»

«Есть вещи, которые стоят над религиями, странами и нашими представлениями об этом мире. И то, что было сегодня – стоит над этим миром, двигает сознание человека», - так прокомментировал Армен Григорян, лидер группы «Крематорий», свое участие в проекте «Мудрый рок-н-ролл».
14.11.2007

Калейдоскоп штампов


восприятие реальности 

Восприятие реальности: калейдоскоп штампов, матрицы восприятияРождается новый человек. Он еще не приспособлен к окружающему миру, его восприятие еще не собрано, не структурировано, не разложено по полочкам, не загнано в рамки. Он даже еще не знает, как реагировать на громкие звуки, как схватить игрушку, улыбнуться маме в ответ. Реальность лежит перед ним как она есть, открытая и непостижимая.

Но вот появляется взрослый человек. Он выделяет из цельной картины мира ребенка несколько кусков и объясняет исходя из своего восприятия: вот, приглядись, эта плоскость на четырех вертикальных ножках – стол. А вот это яркое и округлое – лампочка. А это вот – комната. А это вот… А это вот….

Восприятие через язык

Восприятие реальности: калейдоскоп штампов, матрицы восприятия Американские психологи провели серию экспериментов, в которой показали, что зрительное восприятие может в определенных ситуациях зависеть от родного языка человека. Тем самым получено важное свидетельство в пользу знаменитой гипотезы лингвистической относительности Сепира–Уорфа.

Гипотеза лингвистической относительности – предположение, согласно которому процессы восприятия и мышления обусловлены этноспецифическими особенностями структуры языка. Те или иные языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне, приводят к созданию типичной картины мира, которая присуща носителям данного языка и которая выступает в качестве схемы для каталогизации индивидуального опыта. Грамматический строй языка навязывает способ выделения элементов окружающей действительности. В дальнейших исследованиях было показано, что в познавательный процесс включены значения, существующие не только в языковой форме, но и в форме сенсорно–перцептивных эталонов и символических действий. В силу этого некий ряд значений может быть не представлен в словесной форме, но все–таки присутствовать в сознании и обусловливать поведение. Поэтому при анализе картин мира необходимо исследовать не только разговорный язык, но и другие языки, например графику, трудовые навыки.

Так у ребенка появляются первые матрицы восприятия, пока еще самые простые: стол, стул, стенка, комната, солнце, человек, природа, мир, жизнь, смерть. Подобно горсти стеклышек в калейдоскопе, эти понятия, сложившись в определенный узор, создают ему новый мир. Их можно собирать, разбирать, тасовать так и эдак, получать ту или иную картину мироздания. Но все это будут искусственно созданные образы или их комбинации, не имеющие ничего общего с личным «Я» ребенка, ведь сами «стеклышки», как и представление о них, навязаны взрослым учителем. И чем больше в ребенка вставляют таких штампов, тем дальше он оказывается от видения истинной картины мира, и тем меньше шансов снова ее увидеть…

Ребенок растет. Идет в школу. В его мировоззрении появляются новые элементы: религия, этика, природа, взаимоотношения, любовь, семья, работа, карьера, необходимость воспроизвести самого себя…

Ребенок попадает под влияние различных убеждений, верований, этических принципов, ценностей. Некоторым детям внушают, что смысл жизни состоит в достижении материальных благ. Других, еще при рождении крестят или обрезают, надевают тюбетейку или воспитывают атеистом…

Малыш становится полноправным членом социума. Он истово работает, учится, заводит семью, детей, внуков, со временем начинает копить на старость, потом откладывать на похороны… И в итоге умирает, не зная, зачем родился и прожил эту жизнь, для чего умирает. Наверное, потому, что все так делают. Потому что невозможно представить себе какую-то другую жизнь.

Но возможно, если мы сумеем воспитать наших детей по-другому – не будем навязывать им с рождения нашу заведомо ущербную картину мира и ценности, в которых мы сами не уверены, если мы пробудим у них вопрос: «Для чего я живу? В чем смысл жизни? Зачем я здесь и что мне делать?» – возможно, что-то изменится в этом мире?

Восприятие реальности: калейдоскоп штампов, матрицы восприятияБыть может, эти вопросы принято притуплять, откладывать в дальний угол потому, что на них якобы нет ответа – каждый новый ответ порождает десятки новых вопросов. И очень многие родители, опасаясь за психику своих детей, сознательно отвлекают их от столь опасного путешествия подручными средствами. Часто это приводит подростков к апатии, суицидальным настроениям и безвольности. Если мы хотим, чтобы этого не происходило, то мы должны показать и доказать на личном примере, что ответ на эти страшные своей откровенностью вопросы есть. Ведь даже маленький шаг в эту сторону изменит и нас самих, и наших детей, внуков…

4.71428571429

Теги:

воспитание восприятие цель

Рубрики

Восприятие реальности

Комментарии


Re: Калейдоскоп штампов

IrishCat, 16:29, 11.01.2009
Хочется увидеть логическое продолжение, но знает ли его автор статьи? А тогда - к чему было писать "начало"? Легко сказать, что, мол, все делают неправильно, а надо-то делать ну совсем по-другому... Да это и так было понятно, даже без прочтения...

Re: Калейдоскоп штампов

Balamud, 22:02, 03.07.2008
А что если сами вопросы Для чего я живу? В чем смысл жизни? по своей сути являются идиотскими? Стоит ли их навязывать детям, которым в силу их небольшого жизненного опыта эти вопросы будут как минимум непонятны? Не наградите ли вы детишек при этом глупостью тысячелетий и что вы им ответите на их справедливые вопросы о вашем смысле и цели жизни?

Добавить комментарий

Университет Российской академии образования Блог газеты «Новое человечество» Международная академия наук высшей школы Psychologies.Ru «Мудрый рок-н-ролл» в «контакте» Международная академия каббалы